Электролов рыбы

 

Источники питания для электроудочки

За рубежом для питания портативных электроудочек, как правило, используют специальные герметичные щелочные никель-кадмиевые или серебряно-цинковые аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В. Более высокое питающее напряжение позволяет три одинаковой мощности электроудочек забирать от аккумулятора меньший ток. При этом снижаются потери в проводах и схеме преобразователя, но недостатком является больший вес батареи.

Такие источники энергии, из-за используемых в них материалов, довольно дорогие, поэтому у нас большее распространение получили свинцово-кислотные аккумуляторы, которые применяются в автомобиле (называемые еще стартерными). Их перечень в продаже довольно большой от отечественных до импортных, а цена самых лучших не превышает $50. При этом некоторые импортные модели, выполненные по японскому стандарту, более компактны.

Основным требованием, котррое предъявляется к аккумулятору, является высокая энергоемкость при минимальных размерах и весе (к сожалению, удельную емкость в параметрах указывается довольно редко). Обычно в условном обозначении типа отечественных и ряда зарубежных аккумуляторов приводится номинальная энергоемкость, т. е. емкость при нормальных условиях разряда (разряде номинальным током при температуре 20°С) и пусковой ток (характеризует внутреннее сопротивление, т. е. максимальные возможности аккумулятора). Обычно указывают энергоемкость (в ампер-часах — Ач), а пусковой ток (в амперах — А).

Свинцово-кислотные аккумуляторы по конструктивному исполнению бывают обслуживаемые (ремонтопригодные), малообслужива-омые, необслуживаемые и монолитные. Обслуживаемые позволяют мри возникшем дефекте в одной из секций ее заменить (в настоящее нремя такие встречаются довольно редко). Большинство современных аккумуляторов малообслуживаемые и необслуживаемые (не предусматривают ремонта). Необслуживаемые и монолитные вариинты для данного применения более удобны, так как исключают раз-иивание электролита (их заправка производится на заводе, после че-ю закрывается корпус), но они значительно дороже.

При длительном хранении заправленного аккумулятора без подзаряда он, как и любой другой химический источник тока, может прийти в полную негодность за счет внутреннего тока саморазряда. Саморазряд аккумулятора считается нормальным, если он не превышает 1% в сутки (30% емкости в месяц). Но следует учитывать, что процессы саморазряда протекают более интенсивно в изношенных или разряженных элементах. При саморазряде происходит сульфатация внутренних пластин электродов, что приводит к ухудшению рабочих характеристик.

Для того чтобы элементы питания служили вам долго, необходимо за ними грамотно ухаживать (доливать испарившийся электролит), а также не допускать сильного разряда (ниже 10,5 В) при эксплуатации. Время заряда зависит от степени разряженности аккумулятора и обычно не превышает 10... 13 часов. Окончание процесса можно заметить по интенсивному газовыделению или измерив плотность электролита — она превысит номинальную, но через 2 ч снизится до 1,28 г/см3. Если вам спешить некуда, то лучше заряжать меньшим током, но дольше. Это увеличивает срок службы аккумулятора, поскольку в этом случае внутри менее интенсивно идут электрохимические процессы. Существует много разных методов заряда: постоянным током, ступенчатый заряд, импульсный заряд, заряд реверсивным током, непрерывный подзаряд и др.

Наиболее эффективным является заряд реверсивным асимметричным током, когда в каждом периоде аккумулятор заряжается и частично разряжается. При определенном соотношении прямого и обратного тока снижается газовыделение и температура электролита, а также позволяет увеличить суммарную пористость и площадь действующей поверхности пластин, т. е. увеличить площадь соприкосновения электролита с активной поверхностью электрода, что облегчает диффузию. К тому же при этом почти полностью исключается необратимая сульфатация пластин. А при необходимости в таких устройствах можно выполнять ускоренный заряд, увеличив зарядный ток в 2-3 раза выше номинального, без рис-1 ка повредить аккумулятор (вообще-то для ускоренного заряда допустим ток не более 0,2 от емкости батареи).

На транзисторе VT1 собран линейный стабилизатор тока, величину которого можно регулировать резистором R2, ориентируясь на показания амперметра РА1 (0...3 А). При этом надо учитывать, что при зарядке аккумулятора часть тока протекает и через резистор R3 (10%), к тому же стрелочный прибор — амперметр, показывает усредненные значения тока за период. В этом случае при действующем зарядном токе за половину периода в 5 А, амперметр будет показывать 1,8 А.

Так как процесс заряда довольно длительный и постоянно следить за ним неудобно, в схеме предусмотрена защита от неконтролируемого разряда аккумулятора в случае исчезновения сетевого напряжения, в этом случае реле К1 своими контактами К1.1 разомкнет цепь аккумулятора. Предохранитель FU2 предотвращает повреждение транзистора при случайном замыкании выходных цепей.

Для изготовления схемы подойдет любой трансформатор мощностью не менее 150 Вт, который имеет во вторичной обмотке напряжение 22...25 В. Транзистор устанавливается на радиатор площадью не менее 200 см2. Резисторы применены: R1 типа С2-23, R2 — ППБЕ-15 (номинал может быть от 3,3 до 15 кОм), R3 — ПЭВ-15, R4 — С5-16МВ. Стабипитрон VD2 подойдет любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В, реле К1 —для работы на переменном напряжении 24 В и мощными контактами.

Большинство пользователей это зарядное устройство вполне удовлетворит, но существуют и более совершенные схемы, автоматически следящие за процессом заряда и вовремя его прекращающие. Их можно найти в литературе и др. Достоинством кислотных автомобильных аккумуляторов является их способность отдавать в импульсе значительные мощности (пусковые токи у стартера для начальной прокрутки клапанов двигателя автомобиля обычно превышают 100 А). Эту возможность можно использовать при работе с электроудочкой.

Электронный блок от аккумулятора напряжением 12 В чаще всего потребляет ток не менее 13... 15 А — обычно для рыбалки бывает достаточно минимальной средней мощности электроудочки около 150 Вт (в случае хорошего КПД схемы), но она может быть и значительно больше: доходить до 800 Вт. Для длительной рыбалки энергоемкость у аккумулятора следует выбирать в диапазоне от 18 до 55 Ач. Так, например, автомобильный аккумулятор6СЕ-55 позволяет работать без подзарядки около 10 ч. Для питания электроудочки вместо аккумулятора можно еще взять бензиновый преобразователь (так, кстати, некоторые и делают за рубежом, где имеются портативные бензиновые и дизельные электрогенераторы), но он несколько тяжелей по сравнению с аккумулятором и значительно дороже, к тому же шумит.